Куазево


Куазево
, Антуан (Coyzevox, Antoine) 1640, Лион — 1720, Париж. Французский скульптор. Учился у Л. Лерамбера. Работал в Париже (с 1657) и Версале. Размах строительства во 2-й пол. XVII в. при Людовике XIV стимулировал расцвет многих видов творчества — архитектуры, живописи, монументальной и декоративной скульптуры. Это была эпоха "большого стиля", формирование которого основывалось на органическом синтезе искусств. Антуан Куазево — один из наиболее ярких мастеров того времени, в произведениях которого, овеянных мощным дыханием барокко, проявляются и черты классицизма. Блестящий декоратор, скульптор много работал над украшением Лувра, Марли, Сен-Клу, Дома инвалидов, Версаля, дворца Саверне в Эльзасе и др. С 1666 — скульптор короля, с 1676 — член Академии художеств, с 1677 — профессор, с 1694 — ректор Академии художеств. В 1689 для ратуши в Париже выполнил статую короля Людовика XIV в рост (Париж, Музей Карнавале); в 1695 для города Ренн — конную статую короля (разрушена во время революции 1789—1794). Для дворца Марли Куазево были выполнены аллегорические композиции: Слава на Пегасе и Меркурий на Пегасе (1701—1702, с 1719 — Париж, сад Тюильри). Статуи нарядны и праздничны, в них ощутимы бурное дыхание жизни, динамика, характерные для барокко: мчатся навстречу друг другу могучие кони, их крылья, словно надутые ветром паруса, рассекают пространство, наполняя его шумом; развеваются, подхваченные вихрем, одежды всадников. Скульптуры созданы не только для украшения, они несут определенную идею: Слава в лавровом венке — олицетворение военных побед Франции, Меркурий — процветание ее торговли. Другие произведения: Нимфа с раковиной (1683—1685), Венера целомудренная (1686), Мария Аделаида Савойская в образе Дианы (1710, все — Париж, Лувр), надгробие Ж. Б. Кольбера (1685—1687, Париж, церковь Сент-Эсташ), надгробие кардинала Дж. Мазарини (1689—1693, Париж, Лувр). Куазево был также прекрасным портретистом. Многие бюсты, особенно выполненные в терракоте, отличают свободная композиция, динамика, умение сочетать передачу индивидуального характера с празднично-нарядным барочным декором: Ж. Ордан (Париж, Лувр), П. Миньяр (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Ощущение монументальности, "большого стиля", которое характерно для скульптурных групп мастера, проявляется и в бюстах: Людовик XIV (1686, Дижон, Музей изящных искусств). Порой Куазево прибегает к сочетанию мрамора разного цвета, таков строгий по композиции Портрет Дж. Мазарини (Лондон, частное собрание). Мантия кардинала и шапочка, прикрывающая его голову, выполнены из красного с белыми прожилками мрамора, сама же голова и воротник — из желтоватого, почти белого. Но независимо от техники и материала мастер стремился прежде всего создать образ яркой, значительной личности (Ш. Лебрен, 1679; Ж. Б. Кольбер, 1685—1687; Л. Конде, 1688, все — Париж, Лувр).
Лит.: Мацулевич Ж. Французская портретная скульптура XV—XVIII вв. в Эрмитаже. Л.; М., 1940; Koller-Dorian G. Antoine Coysevox: Catalogue raisonne de son ?uvre. Paris, 1920. Vol. 1—2.
В. Стародубова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Куазево" в других словарях:

  • Куазево, Антуан — Автопортрет Антуан Куазево (фр. Charles Antoine Coysevox; 29 сентября 1640, Лион  10 октября 1720, Париж)  …   Википедия

  • Куазевокс Антуан — (Coysevox) (1640 1720), французский скульптор. Торжественные, репрезентативные статуи, рельефы, портретные бюсты («Л. Конде», 1688) сочетают богатство и динамику пластических форм с холодноватой идеализацией в духе складывавшегося классицизма. *… …   Энциклопедический словарь

  • Кусту — (Coustou) три франц. скульптора. 1) Никола К. (1658 1733), ученик Куазево, довершил свое художественное образование в Риме и, возвратившись оттуда в Париж, приобрел себе большую известность произведениями, талантливыми по сочинению и мастерскими… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Кусту, Никола — (Coustou, Nicolas) 1658, Лион 1733, Париж. Французский скульптор. Происходил из семьи художников. Отец резчик по дереву, был первым учителем Никола. Художественная одаренность Кусту проявилась в детстве: для украшения дверей семейной мастерской… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Ваяние* — иначе скульптура или пластика в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и др. материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах. Художник,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Лувр — замечательнейшее из парижских общественных зданий, как по своей громадности и архитектуре, так и по заключающимся в нем драгоценным коллекциям. Название этого здания произошло от некогда находившегося здесь Волчьего леса (Luparia, Louverie), в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Ваяние — иначе скульптура, или пластика в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и др. материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах. Художник,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Скульптура — Запрос «скульптор» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Бронзовая скульптура «Медный всадник» (Санкт Петербург), 1768 1770 гг …   Википедия

  • Дом Инвалидов (Париж) — Координаты: 48°51′18″ с. ш. 2°18′44″ в. д. / 48.855° с. ш …   Википедия

  • Куазевокс, Антуан — Антуан Куазевокс (Куазево) французский скульптор эпохи барокко и складывающегося классицизма, был одним из самых знаменитых мастеров Франции своего времени. История Антуан Куазевокс родился 29 сентября 1640 г. в Лионе. Он учился в Королевской… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.